Сертификат соответствия Таможенного Союза

После образования тремя государствами единого экономического пространства и таможенной территории началась активная работа по унификации вопросов стандартизации и сертификации. Был взят курс на разработку единых нормативных документов, регламентирующих требования к выпускаемой продукции, предоставляемым услугам и выполняемым работам.

В рамках упомянутой деятельности было принято несколько десятков документов, имеющих статус технического регламента, требования которых обязательны для исполнения на территории стран-участниц ТС: Беларуси, Казахстана и России.

Начиная с 2011 года, подход к их разработке был гармонизирован с общеевропейским. Этим документом устанавливаются минимальные требования, являющиеся необходимыми и достаточными, которые конкретизируются, в случае необходимости, в нормативных документах, имеющих статус межгосударственных.

Полномочия по разработке упомянутых документов и их принятию страны-участницы добровольно делегировали наднациональному органу, действовавшему в рамках ТС, его Комиссии. В настоящее время, в связи с созданием на основе ТС Евразийского (ЕЭС) Экономического Союза, полномочия Комиссии ТС переданы ЕЭК.

Каким образом может быть получен сертификат, подтверждающий соответствие положениям того или иного ТР, действующего на территории ТС

 При возникновении потребности в получении соответствующего сертификационного документа, включая Декларацию, соискатель обязан пройти предусмотренные сертификационные испытания. Схемы, по которым они должны осуществляться, поименованы в каждом из ТР. Ссылка на разрешённые схемы представляет обычное перечисление их номеров.

 Декларирование выполняется по семи схемам, номер каждой из которых заканчивается буквой «Д».

Сертификационные испытания проводятся по схемам, номера которых заканчиваются литерой «С».

По обоюдному согласию сторон за основу, при создании схем (1-7) Д и (1-7) С взяты российские разработки, подготовленные в рамках работы над национальным российским законом с регистрационным номером 184-ФЗ.

Детально каждая из упомянутых схем рассмотрена в «Рекомендациях», текст которых, 23.06.03, был принят Госстандартом России (смотри решение под номером 201а-ст). регистрационный номер документа -  Р50.1.046-2003.В нашей стране он вступил в законную силу первого июля 2003 года.

Все содержащиеся в нём схемы сертификации сопоставимы (гармонизированы) с, используемым в европейских государствах, модульным подходом в той его части, которая не противоречит положениям вышеупомянутого закона.

Согласно третьему пункту соответствие подтверждается одним из следующих вариантов. Первый, это сертификация. Второй – декларирование. Основным вариантом названо декларирование. Проводить сертификацию рекомендовано лишь в отдельных случаях, оговорённых в тексте соответствующего ТР:

  1. Сертифицируемая продукция относится к категории потенциально опасных, либо требуется использовать специальные меры, защищающие рынок (актуально для лекарственных препаратов). В подобных случаях национальные рынки защищаются от товаров, предоставляющих потенциальную опасность, в ситуациях, когда у поставщика нет возможности объективно провести декларирование продукции. То же самое справедливо, применительно к конкретному сектору или сегменту рынка. 
  1. Согласно международным обязательствам, принятым на себя Россией (по ратифицированным договорам) данная продукция должна, в обязательном порядке, иметь соответствующий сертификационный документ. Это положение распространяется на продукцию, подлежащую сертификации согласно положениям международных нормативных документов, согласно вышеназванным договорам. Пример: сертификация электрооборудования с использованием положений МЭК СЕ, либо транспорта, на основании ЕЭК ООН. Основной задачей сертификации, в рассматриваемых случаях, является обеспечение возможности юридической легитимности подобного сертификата в третьих странах. 
  1. К третьей группе случаев, когда процедура получения сертификата является обязательной, отнесены ситуации, при которых заявитель не в состоянии подтвердить согласно процедуре, установленной действующими законодательными и нормативными актами, что его товар полностью соответствует положениям соответствующего ТР. Примеры: отсутствует официальный представитель производителя, являющегося субъектом права иного государства; заявление6 подаётся продавцом, у которого нет достаточного количества собственных доказательств, которые рассматриваются в качестве юридически легитимных, чтобы использоваться при подтверждении соответствия. 

 

Подобный случай предусмотрен для ситуаций, когда для заявителя является невозможным, по тем или иным причинам, осуществление декларирования в рамках действующего законодательства, без его нарушения. Чаще всего это касается продукции импортной.

 Его использование снимает правовую коллизию, когда поставка на рынок ТС нужной продукции юридически невозможна, в силу отсутствия у поставщика возможности законного подтверждения её соответствия.

Во всех ТР, действующих на территории ТС, в подобных ситуациях разрешено использовать любую доступную форму подтверждения. При этом прописываются определённые ограничения на использование первого, либо второго варианта.

 Для каждого вида продукции регламентом предусматривается несколько разрешённых схем, согласно которым можно подтвердить соответствие. В тексте ряда регламентов сформулированы повышенные требования, относительно тех, что указаны в утверждённых схемах.

 По каким схемам выполняются работы

Все рекомендуемые схемы, используемые для проведения испытаний, поименованы в приложении к «Рекомендациям» под индексом «Б» (смотри выше).

В тексте седьмой статьи рассмотрены варианты сертификационных схем. А в статье восьмой изложены разъяснения, по какому принципу они должны выбираться.

Основными факторами, влияющими на выбор, являются: совокупный риск, который может наступить в случае предоставления недостоверной оценки, а также возможность ущерба, который может причинить продукция, подлежащая подтверждению соответствия.

Организация, осуществляющая испытания и выдачу сертификационных документов, выбирая нужную схему, руководствуется:

  1. степенью опасности, которую потенциально может иметь товар; 
  2. чувствительность к происходящим изменениям факторов, имеющих производственный характер, либо зависящих от условий эксплуатации сертифицируемого изделия, свойственная показателям безопасности, подпадающим под регламентирование конкретным ТР; 
  3. статус, подающего соответствующую заявку, лица (в качестве такового может выступать производитель продукции, либо продавец).

 

Изделия, изготавливаемые серийно, подлежит сертификации согласно первым пяти схемам с литерой «С». Схема шестая (6С) выбирается , когда сертифицируется штучное изделие (единичное). А седьмая (7С) применяется при сертификации партии продукции.    

 Если продукция демонстрирует малую чувствительность к факторам, имеющим производственный характер, то рекомендованными для применения схемами являются 1С, 2С. Во всех остальных ситуациях работы проводятся по схемам с третьей по пятую.

 В разъяснениях указано, что схемы 5С (вариант, 4С) обязательно должны использоваться, когда информация, полученная в процессе испытания образцов, являющихся типовыми, не позволяет уверенно утверждать, что полученные результаты можно считать стабильными для всего периода эксплуатации изделия (легитимности сертификата), либо, как min, до очередной плановой проверки. Требование справедливо для одноразовых образцов.

 Выбор 4-ой, либо 5-ой схемы, в тех или иных случаях, прямо зависит от степени чувствительности контролируемых показателей к колебаниям параметров факторов производственного характера, а также тому, насколько велика степень влияния последних на безопасность сертифицируемой продукции в целом.

 Чаще всего преимущество отдаётся варианту 5С. Однако, в силу ряда причин, её можно применять в отношении, далеко не каждого, изготовителя. Пример: подобная схема является весьма дорогостоящей и сложной для ИП и малого предпринимательства, так как предусматривает предварительное создание СМК, с её последующей сертификацией.

 Шестая и седьмая схемы используются продавцами для сертификации товаров, приобретённых ими без необходимых сертификационных документов (прежде всего, данное утверждение справедливо для импортных изделий).

 В отдельных случаях к данным схемам прибегают сами изготовители. Пример: требуется сертифицировать товар, произведённый в единственном экземпляре (турбина), либо на разовую, строго фиксированную по объёму, партию изделий.

 Право на оформление соответствующих сертификационных документов предоставлено исключительно органам, занимающимся вопросами сертификации, которые внесены в единый реестр соответствующих организаций ТС и имеют необходимую аккредитацию.

 Документы оформляются по единому образцу, форма которого утверждена 293-им решением Коллегии ЕЭК 25.12.12 (с изменениями, внесёнными 15.11.16).